Мухоморы. О мухоморах. Растения и энтеогены
Галлюциногенные и психотропные растения являются непременными элементами традиционной культуры многих народов. К какой бы области мира мы не обратились, обязательно встретим употребление энтеогенов и наркотиков растительного происхождения. Индейцы Мексики издревле применяли галлюциногенные кактусы Пейот и галлюциногенные грибы Псилоцибе, в Южной Америке жевали листья коки, содержащие кокаин, а в Северной и Центральной - курили табак. Народы Полинезии варили из корней перечных растений наркотический напиток - каву, в Средней Азии потребляли различные снадобья на основе марихуаны и опийного мака. Чаще всего потребление растительных психоделиков было связано с ритуально-обрядовой шаманской практикой и имело очень глубокие этнические традиции, подтвержденные многочисленными письменными источниками и находками этноботаников.
История изучения мухоморов и их роли у шаманов
Чаще всего наркотический опыт народов Сибири связывают с другим энтеогеном, грибом мухомором. Употребление мухомора тесно связывают с сибирским шаманизмом, приводя многочисленные параллели шаманской психоделии и эзотерики в грибных ритуалах древних и современных народов мира. Были ли столь широко распространены в Сибири галлюциногенные мухоморы; сколь прочны связи между сибирским шаманизмом и психотропными свойствами красного мухомора; и как вообще использовали наркотические вещества сибирские шаманы?
Впервые внимание к роли психотропных грибов, и в том числе мухоморов, в ритуально-обрядовой практике привлекли создатели этномикологии Гордон и Валентина Уоссоны. Они обнаружили множество примеров существования грибных традиций в Америке и в древней Евразии, что позволило им даже разделить все народы на микофилов и микофобов. В своем совместном труде «Сома: божественный гриб бессмертия» ученые выдвинули еще одну оригинальную гипотезу, согласно которой знаменитый ведический напиток Сома готовился на основе грибов с красной шляпкой и белыми пятнышками, то есть из мухоморов Avanita Muscaria. На книгу откликнулись ведущие исследователи мифологии, которые, критикуя отдельные спорные гипотезы, в целом приняли, что красный мухомор чрезвычайно активно используется в шаманской практике
Традиции потребления мухомора Аmanita Muscaria
Традиция употребления мухомора Аmanita Muscaria хорошо известна у народов северо-востока Сибири. Наркотические и возбуждающие свойства мухоморов были открыты в 1787 году, когда один из членов северо-восточной географической экспедиции наблюдал ее у ительменов: “…вместо вина употребляют они грибы красные, называемые мухоморами, с которых бывают пьяны или, лучше сказать, бешены до крайности, кой же не потчеваны мухомором, те стараются пить мочу от взбесившихся, и от того еще больше бешены, нежели первые”. Известно, что потребление мухоморов особенно широко было распространено среди коряков, их использовали также тихоокеанские чукчи и группы южных ительменов. Однако и здесь употребление этих грибов было ограничено тем, что психоактивными свойствами обладали далеко не все виды мухоморов, к тому же произрастают они только в таежных областях и могли добываться в очень ограниченных количествах. Но об опьяняющих способностях мухоморов знали практически все обитатели северо-востока Сибири. Даже те группы, которые сами не применяли мухоморы, собирали их для продажи своим соседям, тундровым оленеводам.
Чукчи использовали красные мухоморы чаще всего в сушеном виде. Грибы заготавливали впрок, высушивая и нанизывая по три гриба на нитку. При употреблении отрывали маленькие кусочки, тщательно пережевывали и глотали, запивая водой. У коряков был распространен обычай, когда женщина разжевывает гриб и отдает мужчине проглотить полученное. Отметим, что на северо-востоке Сибири о ферментации, то есть, о приготовлении мухоморного напитка, отвара или настоя из гриба не знали, так что прямая связь со специально изготавливаемой сомой крайне сомнительна. Судя по всему, до прихода русских наркотические свойства мухомора были широко известны не только народам северо-восточной Сибири. Есть сведения, что их употребляли якуты, юкагиры и обские угры. Причем в Западной Сибири мухоморы ели сырыми или пили отвар из сушеных грибов. Описание обряда употребления и произведенного наркотиком действия у хантов приводит И. Г. Георги:
“Мухоморами упиваются и многие другие сибирские народы, а особливо, живущие около Нарыма остяки. Когда кто съест за одним разом свежий мухомор, или выпьет увар, с трех оных, высушенных, то после сего приему, становится сперва говорлив, а потом делается, из подоволи, так резов, что поет, скачет, восклицает, слагает любовные, охотничьи и богатырские песни, показывает необыкновенную силу, а после ничего не помнит. Проводя в таком состоянии от 12 до 16 часов, напоследок засыпает; а как проснется, то от сильного напряжения сил, походит на прибитого, но в голове не чувствует такой тягости, когда вином напивается, а и после не бывает ему от того ни какого вреда от мухомора”.
Наркотические алкалоиды мухомора и дозировка
Приведенная цитата дает довольно точное описание наркотического состояния, вызванного приемом алкалоидов мухомора, самых распространенных растительных наркотиков Сибири. В состав красного мухомора входят два алкалоида - мускарин и микоатропин. Наиболее сильнодействующим является первый, он относится к очень сильным ядам. Употребление человеком одновременно 5 мг может вызвать самые тяжелые последствия, вплоть до летального исхода. Как и другие мухоморные алкалоиды, его можно использовать в качестве стимулирующего средства только в небольших дозах, не являющихся токсичными. Однако мускарин не вызывает галлюциногенного эффекта, предполагают, что на мозг действует микоатропин (грибной атропин или мускаридин), хотя опыты на человеке с микоатропином не проводиолись. В любом случае потребление мухоморов, содержащих мускарин, крайне опасно, нужно очень точно рассчитывать дозировку.
Народы Сибири, судя по приведенным выше примерам, достаточно хорошо знали среднюю дозу мухоморов: три гриба. Но размер мухоморной дозы обычно варьировалась в зависимости от общего физического состояния человека, опыта употребления мухоморов, интервала между приемами. Молодежь употребляла грибы в небольших количествах, постепенно доза увеличивалась, интервал между приемами сокращался, повторить наркотическое опьянение сразу после сна можно было самой малой дозой.
Мухоморное опьянение. Как действует мухомор?
Описывается три стадии мухоморного опьянения у чукчей, которые могли наступать по отдельности или последовательно в течение одного приема. На первой стадии, характерной для молодых, наступает приятное возбуждение, беспричинная шумная веселость, развивается ловкость и физическая сила. На второй стадии появляются галлюциногенные эффекты, люди слышат голоса, видят духов, вся окружающая реальность для них приобретает иное измерение, предметы кажутся непомерно большими, но они все еще осознают себя и нормально реагируют на привычные бытовые явления, могут осмысленно отвечать на вопросы. Третья стадия самая тяжелая: мухоморный человек входит в состояние измененного сознания, он полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под их властью, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжелый наркотический сон.
Приведенные выше описания отнюдь не связаны с шаманскими традициями, здесь речь идет скорее о бытовой мухоморной наркомании. Как и все наркотические вещества, мухоморы вызывали наркотическую интоксикацию, от приема внутрь возникала зависимость организма от их алкалоидов. Привычка к мухоморам была очень сильной, при отсутствии грибов любители пили собственную мочу, или мочу недавно наевшегося мухоморов человека, в некоторых случаях даже мочу оленей, пасущихся в грибных местах. Мускарин и микоатропин почти не расщепляются в организме и выводятся из него в растворенном виде, поэтому моча оставалась практически столь же психотропной, как и сами грибы. Об этом сибирские народы очень хорошо осведомлены. Видимо, их знания о свойствах мухоморов появились в результате пищевых экспериментов и развивались в соответствии с практическим опытом их употребления.
Галлюциногенные и психотропные растения являются непременными элементами традиционной культуры многих народов. К какой бы области мира мы не обратились, обязательно встретим употребление энтеогенов и наркотиков растительного происхождения. Индейцы Мексики издревле применяли галлюциногенные кактусы Пейот и галлюциногенные грибы Псилоцибе, в Южной Америке жевали листья коки, содержащие кокаин, а в Северной и Центральной - курили табак. Народы Полинезии варили из корней перечных растений наркотический напиток - каву, в Средней Азии потребляли различные снадобья на основе марихуаны и опийного мака. Чаще всего потребление растительных психоделиков было связано с ритуально-обрядовой шаманской практикой и имело очень глубокие этнические традиции, подтвержденные многочисленными письменными источниками и находками этноботаников.
История изучения мухоморов и их роли у шаманов
Чаще всего наркотический опыт народов Сибири связывают с другим энтеогеном, грибом мухомором. Употребление мухомора тесно связывают с сибирским шаманизмом, приводя многочисленные параллели шаманской психоделии и эзотерики в грибных ритуалах древних и современных народов мира. Были ли столь широко распространены в Сибири галлюциногенные мухоморы; сколь прочны связи между сибирским шаманизмом и психотропными свойствами красного мухомора; и как вообще использовали наркотические вещества сибирские шаманы?
Впервые внимание к роли психотропных грибов, и в том числе мухоморов, в ритуально-обрядовой практике привлекли создатели этномикологии Гордон и Валентина Уоссоны. Они обнаружили множество примеров существования грибных традиций в Америке и в древней Евразии, что позволило им даже разделить все народы на микофилов и микофобов. В своем совместном труде «Сома: божественный гриб бессмертия» ученые выдвинули еще одну оригинальную гипотезу, согласно которой знаменитый ведический напиток Сома готовился на основе грибов с красной шляпкой и белыми пятнышками, то есть из мухоморов Avanita Muscaria. На книгу откликнулись ведущие исследователи мифологии, которые, критикуя отдельные спорные гипотезы, в целом приняли, что красный мухомор чрезвычайно активно используется в шаманской практике
Традиции потребления мухомора Аmanita Muscaria
Традиция употребления мухомора Аmanita Muscaria хорошо известна у народов северо-востока Сибири. Наркотические и возбуждающие свойства мухоморов были открыты в 1787 году, когда один из членов северо-восточной географической экспедиции наблюдал ее у ительменов: “…вместо вина употребляют они грибы красные, называемые мухоморами, с которых бывают пьяны или, лучше сказать, бешены до крайности, кой же не потчеваны мухомором, те стараются пить мочу от взбесившихся, и от того еще больше бешены, нежели первые”. Известно, что потребление мухоморов особенно широко было распространено среди коряков, их использовали также тихоокеанские чукчи и группы южных ительменов. Однако и здесь употребление этих грибов было ограничено тем, что психоактивными свойствами обладали далеко не все виды мухоморов, к тому же произрастают они только в таежных областях и могли добываться в очень ограниченных количествах. Но об опьяняющих способностях мухоморов знали практически все обитатели северо-востока Сибири. Даже те группы, которые сами не применяли мухоморы, собирали их для продажи своим соседям, тундровым оленеводам.
Чукчи использовали красные мухоморы чаще всего в сушеном виде. Грибы заготавливали впрок, высушивая и нанизывая по три гриба на нитку. При употреблении отрывали маленькие кусочки, тщательно пережевывали и глотали, запивая водой. У коряков был распространен обычай, когда женщина разжевывает гриб и отдает мужчине проглотить полученное. Отметим, что на северо-востоке Сибири о ферментации, то есть, о приготовлении мухоморного напитка, отвара или настоя из гриба не знали, так что прямая связь со специально изготавливаемой сомой крайне сомнительна. Судя по всему, до прихода русских наркотические свойства мухомора были широко известны не только народам северо-восточной Сибири. Есть сведения, что их употребляли якуты, юкагиры и обские угры. Причем в Западной Сибири мухоморы ели сырыми или пили отвар из сушеных грибов. Описание обряда употребления и произведенного наркотиком действия у хантов приводит И. Г. Георги:
“Мухоморами упиваются и многие другие сибирские народы, а особливо, живущие около Нарыма остяки. Когда кто съест за одним разом свежий мухомор, или выпьет увар, с трех оных, высушенных, то после сего приему, становится сперва говорлив, а потом делается, из подоволи, так резов, что поет, скачет, восклицает, слагает любовные, охотничьи и богатырские песни, показывает необыкновенную силу, а после ничего не помнит. Проводя в таком состоянии от 12 до 16 часов, напоследок засыпает; а как проснется, то от сильного напряжения сил, походит на прибитого, но в голове не чувствует такой тягости, когда вином напивается, а и после не бывает ему от того ни какого вреда от мухомора”.
Наркотические алкалоиды мухомора и дозировка
Приведенная цитата дает довольно точное описание наркотического состояния, вызванного приемом алкалоидов мухомора, самых распространенных растительных наркотиков Сибири. В состав красного мухомора входят два алкалоида - мускарин и микоатропин. Наиболее сильнодействующим является первый, он относится к очень сильным ядам. Употребление человеком одновременно 5 мг может вызвать самые тяжелые последствия, вплоть до летального исхода. Как и другие мухоморные алкалоиды, его можно использовать в качестве стимулирующего средства только в небольших дозах, не являющихся токсичными. Однако мускарин не вызывает галлюциногенного эффекта, предполагают, что на мозг действует микоатропин (грибной атропин или мускаридин), хотя опыты на человеке с микоатропином не проводиолись. В любом случае потребление мухоморов, содержащих мускарин, крайне опасно, нужно очень точно рассчитывать дозировку.
Народы Сибири, судя по приведенным выше примерам, достаточно хорошо знали среднюю дозу мухоморов: три гриба. Но размер мухоморной дозы обычно варьировалась в зависимости от общего физического состояния человека, опыта употребления мухоморов, интервала между приемами. Молодежь употребляла грибы в небольших количествах, постепенно доза увеличивалась, интервал между приемами сокращался, повторить наркотическое опьянение сразу после сна можно было самой малой дозой.
Мухоморное опьянение. Как действует мухомор?
Описывается три стадии мухоморного опьянения у чукчей, которые могли наступать по отдельности или последовательно в течение одного приема. На первой стадии, характерной для молодых, наступает приятное возбуждение, беспричинная шумная веселость, развивается ловкость и физическая сила. На второй стадии появляются галлюциногенные эффекты, люди слышат голоса, видят духов, вся окружающая реальность для них приобретает иное измерение, предметы кажутся непомерно большими, но они все еще осознают себя и нормально реагируют на привычные бытовые явления, могут осмысленно отвечать на вопросы. Третья стадия самая тяжелая: мухоморный человек входит в состояние измененного сознания, он полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под их властью, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжелый наркотический сон.
Приведенные выше описания отнюдь не связаны с шаманскими традициями, здесь речь идет скорее о бытовой мухоморной наркомании. Как и все наркотические вещества, мухоморы вызывали наркотическую интоксикацию, от приема внутрь возникала зависимость организма от их алкалоидов. Привычка к мухоморам была очень сильной, при отсутствии грибов любители пили собственную мочу, или мочу недавно наевшегося мухоморов человека, в некоторых случаях даже мочу оленей, пасущихся в грибных местах. Мускарин и микоатропин почти не расщепляются в организме и выводятся из него в растворенном виде, поэтому моча оставалась практически столь же психотропной, как и сами грибы. Об этом сибирские народы очень хорошо осведомлены. Видимо, их знания о свойствах мухоморов появились в результате пищевых экспериментов и развивались в соответствии с практическим опытом их употребления.