Коллегия по безопасности: антинаркотическая политика в ПФО
24 апреля в Кирове прошло заседание Коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе и координационное совещание руководителей правоохранительных органов ПФО. На повестке дня два вопроса: «О состоянии и мерах по противодействию коррупции в Приволжском федеральном округе» и «О состоянии работы по реализации государственной антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах ПФО».
В мероприятии принимают участие: заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Эрнест Валеев, директор ФСКН России, председатель Государственного антинаркотического комитета Виктор Иванов, первый заместитель председателя Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Михаил Гришанков, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по безопасности Алексей Розуван, члены Коллегии и Координационного совещания, представители Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции России, правоохранительных органов регионов Приволжского федерального округа.
По второму вопросу с основным докладом «Об основных проблемах реализации государственной антинаркотической политики в Приволжском федеральном округе и мерах по их устранению» выступил директор Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.
Полномочный представитель Президента России в ПФО Григорий Рапота отметил, что нужно подумать и предложить более качественную систему мониторинга наркоситуации, чтобы сократить ее латентную составляющую и реализовать в полном объеме комплекс профилактических и лечебных мероприятий. Для региональных антинаркотических комиссий – это задача номер один.
Участники совещания отметили, что в 2008 году в субъектах Приволжского федерального округа проделана значительная работа по реализации государственной антинаркотической политики. Вместе с тем, для сокращения уровня наркотизации населения органы исполнительной власти, местного самоуправления совместно с институтами гражданского общества должны предпринять дополнительные усилия по выстраиванию в ПФО сбалансированной системы противодействия наркоугрозе, сочетающей правоохранительные, контрольные, профилактические, медицинские и реабилитационные меры.
По предложению директора Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова в Приволжском федеральном округе будет создан межведомственный межрегиональный центр для координации деятельности различных государственных служб и ведомств по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Григорий Рапота подчеркнул, что «аппарат полномочного представителя Президента России в ПФО и ФСКН в кратчайшие сроки разработают концепцию создания центра, определят круг обязанностей и решат вопросы, связанные с тем, какие организации, учреждения, ведомства должны участвовать в работе этого центра».
Представители Оренбургской области высказали готовность разместить этот центр на территории региона.
Григорий Рапота заверил участников заседания, что эта работа будет выполнена в течение 2-3 месяцев. «У меня нет сомнений в том, что этот центр будет востребован и эффективен. Борьба с наркотиками – это, действительно, всенародное дело. Противодействие незаконному обороту наркотиков затрагивает и правоохранительные органы, и учреждения образования и здравоохранения, и общественные организации и средства массовой информации. Их действия необходимо скоординировать. Этот центр дает возможность вырабатывать эффективные меры по борьбе с наркоугрозой», - подчеркнул полномочный представитель Президента России в ПФО.
Справка.
Проблема распространения немедицинского потребления наркотиков в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, продолжает оказывать крайне негативное влияние на состояние правопорядка, экономику, культуру и здоровье людей. Несмотря на принимаемые организационные и практические меры количество наркозависимых лиц продолжает расти. Складывающаяся ситуация характеризуется высокой смертностью наркопотребителей: от передозировки наркотиков в округе за последние два года умерло более 3 тыс. человек.
Статистика выявляет зависимость роста наркомании в стране с увеличением числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьёзными заболеваниями, нередко имеющими летальный исход. Среди наркоманов растет доля женщин. Особую озабоченность вызывает увеличение наркозависимых в детской и подростковой среде.
За 2008 год количество лиц, состоящих на наркологическом учете, увеличилось на 2,8% и достигло 111,8 тыс. человек. Абсолютное большинство (96%) из них являются потребителями наркотиков опийной группы. Широкая распространенность наркотиков данного вида обусловлена современным развитием наркоситуации в Афганистане, где по экспертным оценкам ООН, производится до 93% всех опиатов мира. Существенным фактором дестабилизации является «северный маршрут» распространения афганского героина, пролегающий через регионы Приволжского федерального округа.
В числе других причин, осложняющих оперативную обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков в округе, продолжают оставаться нерешенные проблемы в сфере миграционных процессов, в т.ч. увеличение числа полулегальных мигрантов, вовлекаемых в наркобизнес и проявляющих высокую криминальную активность в роли наркорурьеров. Упрощенный порядок передвижения грузов из среднеазиатских стран в сочетании с неудовлетворительным состоянием обустройства ряда участков российско-казахстанской границы сохраняет уязвимость для контрабандных поставок наркотиков на территорию округа.
Наркобизнес, неразрывно связан с легализацией денежных средств, которые перестали быть только средством материального обогащения и активно используются при подкупе должностных лиц, для противодействия правоохранительным органам, налаживания международных и межрегиональных поставок наркотиков.
В этих условиях территориальные органы федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, предпринимают меры по реализации государственной антинаркотической политики. Задачи по устранению причин и условий, способствующих распространению наркотических средств и психотропных веществ, решаются путём комплексного использования правоохранительных и профилактических мероприятий в сочетании с медицинской и социальной реабилитацией наркозависимых лиц.
В рамках реализации мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на территории Приволжского федерального округа в 2008 году выявлено 43 524 наркопреступления, что на 2,3% больше чем в 2007 году (по России рост составил 0,6%). Из общего количества зарегистрированных наркопреступлений – 31 520 являются тяжкими и особо тяжкими. При этом доля мигрантов из стран СНГ в общем количестве иностранных граждан, привлеченных к уголовной ответственности за совершение наркопреступлений, составила около 90%, а треть из них - граждане Республики Таджикистан.
В 2008 году пресечено 89 преступлений, связанных с контрабандой наркотиков. Выявлено 150 преступлений по линии легализации незаконно полученных доходов от наркоторговли. На этом важнейшем направлении работы правоохранительными органами во взаимодействии с МРУ Росфин-мониторинга по ПФО проверяются наркосбытчики как участники финансовых схем. Необходимо совершенствовать эту работу в направлении повышения профессионального уровня и специализации сотрудников правоохранительных органов.
Из незаконного оборота изъято 3 129,2 кг наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих веществ и их прекурсоров, в т.ч. 480,5 кг героина.
Развивается опыт международного сотрудничества. В качестве одной из результативных форм комплексного противодействия наркоугрозе на «северном маршруте» из Афганистана в Европу отмечается систематическое (на протяжении последних 6 лет) участие правоохранительных органов округа в ежегодной международной оперативно-профилактической операции «Канал».
Повышению результативности в сфере противодействия международному наркотрафику способствовали приказы ФСКН России от 06 марта 2009 года №№ 99, 100, наделившие управления ФСКН России по Оренбургской, Самарской и Саратовской областям полномочиями по осуществлению прямого информационного взаимодействия с департаментами Комитета национальной безопасности и Министерства внутренних дел по Актюбинской, Западно-Казахстанской и Костанайской областям Республики Казахстан.
Элементом совершенствования государственной антинаркотической политики стал Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», в соответствии с которым образован Государственный антинаркотический комитет и региональные антинаркотические комиссии.
На 52 состоявшихся в 2008 году заседаниях антинаркотических комиссий рассмотрены вопросы:
- выявления причин и условий, способствующих распространению наркомании;
- состояния наркологической помощи, развития и совершенствования деятельности наркологических учреждений и реабилитационных центров;
- выявления и предупреждения наркопреступности;
- организации и проведения профилактических мероприятий;
- создания единой информационной антинаркотической политики;
- хода реализации действующих антинаркотических программ в муниципальных образованиях со сложной наркоситуацией.
В Приволжском федеральном округе антинаркотическими комиссиями проводится работа по совершенствованию регионального законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании.
Так, в 2008 году в Закон Ульяновской области "О профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в Ульяновской области" внесены значительные изменения и дополнения в целях совершенствования антинаркотической профилактической работы. В Оренбургской области, Чувашской Республике, республиках Марий Эл и Мордовия приняты законы о профилактике наркомании. Аналогичные нормативные акты разрабатываются в Саратовской области и Республике Татарстан.
По инициативе антинаркотической комиссии Удмуртской Республики подготовлен проект закона "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Удмуртской Республике".
За время работы региональных антинаркотических комиссий приняты нормативные правовые акты Республики Татарстан, Кировской, Оренбургской, Саратовской областей, определяющие территории, в пределах которых осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Аналогичные акты разработаны и проходят согласование в Пермском крае и Республике Башкортостан.
Инструментом совершенствования государственной антинаркотической политики является реализация региональных антинаркотических программ.
С 2008 года во всех регионах Приволжского федерального округа действуют целевые антинаркотические программы. Анализ хода реализации программ показал, что их результативность в значительной степени зависит от объемов реального финансирования. На проведение мероприятий, предусмотренных региональными целевыми программами, в субъектах Федерации, расположенных в Приволжском федеральном округе, в 2008 году планировалось выделение 281,4 млн. руб. Фактически выделено и освоено 234,06 млн. руб., что составило 90% от запланированного.
Высококачественной признана целевая антинаркотическая программа Самарской области, занявшая 2 место по итогам всероссийского конкурса 2008 года. Достаточно эффективно реализуются программы в Удмуртской Республике, республиках Башкортостан, Татарстан, Оренбургской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областях.
Многолетний опыт в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и наркотизации населения свидетельствует об усилении роли муниципальных образований в решении вопросов антинаркотической деятельности. В настоящее время из 519 муниципальных образований регионов округа в 495 (95,4%) приняты и действуют антинаркотические программы.
Примером актуальности активизации антинаркотической работы в муниципальных образованиях может служить проблема в г. Бор, который длительное время являлся центром наркоторговли в Нижегородской области, что вызвало обоснованное возмущение его жителей, обратившихся к Президенту РФ. В результате принятых мер в 10 раз снизилось количество умерших от отравления наркотиками, в целом стабилизировалась наркоситуация, повысился уровень правопорядка.
Одно из существенных условий качественной реализации государственной антинаркотической политики - объективный мониторинг наркоситуации. Основная задача - решить проблему раннего выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, что позволит приблизить данные официальной статистики к реальным цифрам и снизить латентную составляющую наркомании, т.е. оптимизировать профилактическую и реабилитационную работу.
В регионах Приволжского федерального округа принимаются меры по повышению эффективности выявления и учета наркозависимых на местном уровне.
Например, в Республике Татарстан отработан механизм проведения профилактических медицинских осмотров на предмет выявления потребителей наркотиков со 100%-м охватом лиц старше 15 лет (учащиеся, студенты). Сведения о лицах, допускающих немедицинское потребление наркотиков, заносятся в единый специализированный банк данных «НаркоТокс». В настоящее время банк данных «НаркоТокс» продолжает активно формироваться, в нем имеются сведения о более чем 9 тыс. наркозависимых лиц.
В Пермском крае, Удмуртской Республике, Республике Марий Эл действуют приказы органов здравоохранения, предусматривающие использование инструментов раннего выявление потребителей наркотиков.
Администрацией Самарской области в системе раннего выявления наркозависимых задействованы все заинтересованные ведомства: органы здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения системы образования и т.д. Связующим звеном данной системы служит центр «Семья», где введены 125 ставок специалистов. Выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества, проводятся всеми ведомствами, постреабилитационная работа, патронаж наркозависимых, работа с их семьями - специалистами центра «Семья».
В 2008 году при аппарате Государственного антинаркотического комитета по Приволжскому федеральному округу была создана рабочая группа по разработке единой системы мониторинга. В состав группу вошли представители окружных подразделений Минздравсоцразвития РФ, МВД и Минюста России. Итогом работы стала подготовка методических рекомендаций по организации мониторинга наркоситуации в регионах округа. Соответствующие наработки и предложения направлены в аппарат ГАК на базе Управления по Северо-западному федеральному округу, где ведется работа по созданию общероссийской системы мониторинга.
Результативность наркологической помощи населению во многом зависит от уровня оказания первой, зачастую неотложной помощи, качества снятия наркотической абстиненции и психологической зависимости, применяемых методик восстановительного лечения, требующий значительных финансовых затрат.
По экспертным оценкам эффективность лечения больных наркоманией составляет не более 4%, среди несовершеннолетних до 17%. При этом эффективность лечения пациентов, прошедших полный курс реабилитации значительно выше.
В рамках реализации государственной антинаркотической политики в Приволжском федеральном округе действует 26 наркологических диспансеров на более чем 6 тысяч коек и 442 наркологических кабинета, где работают 1 287 наркологов. В составе наркологических учреждений функционируют 13 реабилитационных отделений.
В ряде регионах округа развернуты стационарные отделения медико-социальной реабилитации наркологических больных. Однако в большинстве случаев указанные отделения создаются на базе существующих наркодиспансеров и вмещают в себя от 30 до 50 коек, что не позволяет вести масштабной реабилитационной работы. Предоставляемые наркологической службой услуги амбулаторных реабилитационных мероприятий и существующие группы анонимных наркоманов не решают проблемы. Главной причиной отсутствия государственных реабилитационных центров является их ресурсоемкость в условиях явной нехватки средств в региональных бюджетах.
Сложившаяся ситуация стимулировала создание ряда частных реабилитационных центров, где применяются передовые методики медико-социальной реабилитации, привлекаются представители традиционных религиозных конфессий.
Актуальным остается вопрос сохранения кадрового потенциала наркологической службы. В настоящее время служба укомплектована наркологами только на 62%, психотерапевтами – на 53%, психологами – на 70%, социальными работниками – на 60%. Особенно остро стоит вопрос укомплектованности ставок подростковых наркологов в муниципальных образованиях регионов. Отмечается потребность выработки системы мер по закреплению молодых специалистов в области наркологии и постдипломному образованию врачей-наркологов.
Во всех регионах округа к профилактическим антинаркотическим мероприятиям, реабилитации больных наркоманией активно привлекаются негосударственные организации, общественные объединения и религиозные конфессии. Так, за 2008 год в регионах Приволжского федерального округа только по инициативе органов наркоконтроля проведено 7 294 публичных мероприятия, направленных на профилактику наркомании. Из них совместно (с участием) общественных организаций – 3 605, религиозных конфессий – 456.
В Республике Татарстан действует проект «Клубная жизнь без наркотиков». В Нижегородской области регулярно проводится телемарафон «Всем миром против наркоагрессии!». В Чувашской Республике постоянными участниками антинаркотических мероприятий стали юные наркополицейские - слушатели Детской полицейской академии, созданной в 2006 году. В г. Самаре проведена II Международная (шестая Российская) Универсиада студентов АФК (адаптивной физической культуры). В Удмуртской Республике ежегодно организуется комплекс профилактических мероприятий «Защитим наше будущее!» для женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях. В Оренбургской и Саратовской областях в профилактическую деятельность активно вовлекаются представители казачества.
Успешному решению возложенных на органы исполнительной власти задач по противодействию наркоугрозе способствует результативное сотрудничество с иностранными партнерами.
В рамках обмена опытом в области противодействия незаконному обороту наркотиков в Самарской области проводится ежегодная (с 2003 года) международная научно–практическая конференция «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века». С 2007 года проходят видеоконференции «Самара - Брюссель», посвященные проблемам профилактики различных видов девиантного поведения, ВИЧ-инфекции. В ходе конференций обсуждаются вопросы совершенствования форм и методов борьбы с распространением наркомании и наркопреступности.
В мае 2008 года состоялся визит делегации Республики Башкортостан в Австрийскую Республику, в ходе которого изучена ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков, зарубежные методы борьбы и профилактики наркомании.
Представители Республики Татарстан в составе группы специалистов посетили Швецию, где ознакомились с рядом действующих антинаркотических проектов. По итогам визита создана рабочая группа для адаптации изученных проектов под условия и реальные возможности республиканских учреждений, их экспериментального внедрения в 2009 году.