Президента Эстонии отправят в отставку за поддержку ЛГБТ?
3 июля 2020
В разгар летнего благолепия в Эстонии приключился политический скандал, он же содержательный политический диспут. Содержательный политический диспут в Эстонии — редкость чрезвычайная, поэтому и внимания к нему оказалось много. Тем более что сцепились президент с парламентом на тему гомосексуализма. Такая клубничка, да еще летом!
События развивались следующим образом.
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд
отказалась провозглашать принятые Рийгикогу поправки к Закону о дипломатической службе, поскольку в них не обеспечен принцип равного обращения для заключивших брак и однополых пар, которые зарегистрировали совместное проживание на основании соответствующего закона.
По оценке президента, в законе не соблюден принцип равного обращения, поскольку заключившие брак и однополые пары, зарегистрировавшие совместное проживание, не рассматриваются в нем на равных основаниях, так как предусмотренные законом гарантии распространяются только на супругов.
"Одна из важнейших задач Президента Республики — поддерживать соответствие нашего правового поля Конституции. Не провозглашая данный закон, я не даю оценку другим его положениям, потому что содержательные аспекты реформы дипломатической службы не являются конституционными вопросами", — заявила глава государства.
По мнению Кальюлайд, в представленном ей на подпись виде поправки к Закону о дипломатической службе противоречат статье 12 Конституции Эстонской Республики.
Данное решение вызвало
крайнее недовольство министра финансов Мартина Хельме (EKRE), который решил, что президент Кальюлайд злоупотребляет своей властью, отказываясь провозглашать принимаемые Рийгикогу законы по политическим соображениям. И договорился до того, что главу государства следует за это отстранить от занимаемой должности.
«Кальюлайд обосновывает свой радужный политический активизм противоречием Конституции. Хотя у нее уже длительное время нет юридического советника, это не мешает ей самой выступать большим знатоком Конституции, который в каждом политическом выборе сегодняшней коалиции обнаруживает противоречие Конституции. Обычно статье 12, которая запрещает дискриминацию. (…) Я настоятельно рекомендую Кальюлайд до конца прочитать Конституцию. Тогда она быстро обнаружит главу пятую "Президент Республики", которая очень точно устанавливает пределы ее власти. Накладывание вето на законы с политическими аргументами не входит в число ее прав. Поскольку она все равно это постоянно делает, это значит, что она злоупотребляет властью и нарушает Конституцию. За эти две вещи ее следует отстранить от должности», — решил Хельме.
И добавил: «То, что она делает это, притворяясь, что причина не политическая, а связана с конституционным контролем, превращает ее в лгунью, что служит причиной для отставки в политической культуре открытых и толерантных обществ, которые ей самой так дороги».
Мартин Хельме — заместитель председателя EKRE, по совместительству своего папочки, Марта Хельме. Он же — глава МВД. По левой-правой шкале EKRE занимает крайне правую позицию, вытеснив оттуда Isamaa, партию, в которой временно приостановила свое членство Кальюлайд. В связи с исполнением обязанностей президента. Так как почти все партии в Эстонии соревнуются в том, кто из них больше любит Эстонию, то есть ненавидит русских, то EKRE поднялась на том, что к русским добавила мигрантов вообще, мусульман и гомосексуалистов. Смело пойдя поперек глобального мейнстрима.
В родной партии Isamaa Кальюлайд не поддержали — против выступили как глава МИД Урмас Рейнсалу, так и председатель партии Хелир-Валдор Сеэдер.
По мнению Сеэдера, в Конституцию необходимо внести поправку, которая однозначно определила бы брак как союз мужчины и женщины.
«Внесение в Конституцию определения брака показало бы, что государство ценит и поддерживает
сильный институт семьи и брака, и внесло бы ясность в эстонское законодательство», — сказал он.
Isamaa в 2016 году предложила парламентским партиям инициировать поправки в Конституцию, определяющие брак как союз мужчины и женщины, и в 2018 году съезд Isamaa утвердил «фундаментальные мировоззренческие принципы» партии, в которых было прописано то же самое.
«Теперь политическая обстановка изменилась, и предложение Isamaa начала активно поддерживать партия EKRE, что дает надежду внести в Конституцию определение брака как союза мужчины и женщины. Хочется надеяться, что это предложение поддержат и другие партии», — добавил Сеэдер.
Нынешнее правительство Эстонии сформировали весной 2019 года Центристская партия, Isamaa и Консервативная народная партия (EKRE). По настоянию EKRE в коалиционный договор был внесен пункт, предусматривающий проведение осенью 2021 года референдума по соответствующей поправке в Конституцию одновременно с муниципальными выборами.
При этом премьер-министр Эстонии, лидер центристов Юри Ратас занимает крайне странную позицию: против референдума не выступает (раз уж тот прописан в коалиционном договоре), а вот саму поправку в Конституцию
не поддерживает.
Ну вот, фактура изложена, теперь можно заняться анализом.
Первый вопрос — сможет ли EKRE сместить Кальюлайд с поста президента? Ответ — нет. Конституция в этом смысле точна: «Статья 82. Полномочия Президента Республики прекращаются: 1) с уходом в отставку; 2) со вступлением в силу в отношении него обвинительного приговора суда; 3) в случае его смерти; 4) со вступлением в должность нового Президента Республики».
Второй вопрос: кто прав в вопросе указанных поправок к Закону о дипломатической службе? Парламент, принявший закон на основании «ценностей», или президент, отклонившая его на основании «прав человека»?
В этом вопросе две составляющие — правовая и политическая. Если бы у власти были реформисты и социал-демократы, то политически права была бы президент. Однако сейчас коалиция состоит из нацистов, еще раз нацистов и болтающихся между ними центристов, и политически рулят их «ценности».
Если же смотреть с правовой точки зрения, то никакой правоты за президентом я не вижу. Кстати, есть в этой истории и моральный аспект: борьба с дискриминацией в Эстонии все последние годы имела исключительно одну форму — форму ЛГБТ-пропаганды. Тема «защиты меньшинств» начиналась и заканчивалась на ЛГБТ. Под девизом «Разнообразие обогащает». Все остальное — это «кремлевская пропаганда».
Третий вопрос: случится ли референдум и что решит «народ Эстонии»? Здесь надо сказать, что референдум в Эстонии — зверь крайне редкий; за всю новейшую историю с 1992 года в стране было только два референдума — про конституцию и «сопутствующие вопросы» в 1992 году и про присоединение к ЕС в 2003 году. Причина в том, что правом инициировать референдум обладает парламент, а народ — не обладает. А Конституция устанавливает, что если народ говорит на референдуме «нет», то парламент подлежит роспуску. Поэтому понятно, почему референдумы в Эстонии — редкость.
Что же касается будущего решения «народа Эстонии» (в него, напомню, не входят «неграждане»), то сама идея подобного референдума выглядит не очень честно. Формально будет предложена поправка к Конституции в, допустим, латвийской формулировке (там в Конституции 1922 года закреплен брак как союз между мужчиной и женщиной), но по сути это может вылиться в голосование по отношению к ЛГБТ, а тут опять большинство будет решать судьбу меньшинства.
Такой прецедент в новейшей истории уже был — это как раз те самые «сопутствующие вопросы» на референдуме 1992 года. Новоявленные «граждане Эстонии» взялись решать, разрешат ли они участвовать в первых парламентских выборах «негражданам» или нет. Решили — не разрешать. Демократичненько так. И даже результаты решили не оглашать. Вот цитата из моей статьи восьмилетней давности:
«"Республиканская избирательная комиссия (РИК) решила: 1. Считать Конституцию ЭР и закон о введении в действие Конституции ЭР принятыми на референдуме. 2. Объявить Конституцию ЭР и закон о введении в действие Конституции ЭР вступившими в силу с 3 июля 1992 года".
А где ответы на "сопутствующие вопросы"? А их нет. И найти их я не смог. Пришлось звонить в Республиканскую избирательную комиссию. Там попросили перезвонить через час. Через час мне сказали, что по данному вопросу 46,1% участников референдума были "за" и 53% — "против". На мою просьбу назвать точное число мне ответили, что эти данные нужно искать дополнительно.
Поразительно: в Эстонии умудрились замылить даже итоги референдума! Почему? А какому народу захочется признаваться в том, что он
обокрал своего соседа по коммуналке?»
Справедливости ради надо сказать, что потом, после моего расследования, РИК исправилась, и даже
решение РИК соответствующее нашли и опубликовали.
Четвертый вопрос: как оценивать действия президента и что ей посоветовать?
Моя оценка строго негативная. Я признаю за ЛГБТ только одно право — право на недискриминацию. В его классическом понимании, а не в произвольном понимании президента Кальюлайд. Кстати, один из самых ярких (и умных) эстонских консерваторов, Варро Вооглайд, является автором исследования «Как распознать
ложь гомосексуального движения и опровергнуть?», в котором, приведя обширную страновую статистику, наглядно показывает стратегию гомосексуального движения. Брошюру эту, написанную в популярной форме, рекомендую как дельную, от себя же добавлю, что до Стамбульской конвенции гомосексуальное движение овладевало правами не конвенциональным, а законным путем, то есть двигалось путем не международного, а национального признания. Захватывая плацдарм за плацдармом. И в этом смысле демарш Кальюлайд строго следует этой логике.
А сделать она может вот что. Согласно той же Конституции, президент вправе инициировать поправки к Конституции. Пусть вынесет на референдум свой альтернативный проект понимания того, кто и с кем может жить и каковы должны быть правовые последствия этого сожительства.
Президентские выборы в Литве: есть ли шанс у «пророссийских» политиков?
25 февраля 2019
Из правящего Литовского союза крестьян и «зеленых» официально исключили депутата Сейма Миндаугаса Пуйдокаса, который самовольно принял решение баллотироваться в президенты. Пуйдокас сетовал на отсутствие диалога с Москвой, называя это «плохим стратегическим решением», негативно оценивал последствия украинского майдана и заявлял, что в вопросе Крыма у России аргументов больше, чем у США. Казус Пуйдокаса лишний раз показал, что у людей, посягающих на антироссийские основы литовской политики, в сегодняшней Литве шансов нет.
Расстановка сил в тройке лидеров на пост президента Литвы в последнее время меняется, но сам шорт-лист кандидатов остается неизменным. Если до выборов не произойдет ничего экстраординарного, то новым главой государства станет кандидат от консерваторов Ингрида Шимоните, действующий премьер-министр и выдвиженец от СКЗЛ Саулюс Сквернялис или независимый кандидат, экономист Гитанас Науседа.
При Шимоните, которая считается преемницей действующего президента Дали Грибаукайте, внешнеполитический курс Литвы наверняка не претерпит существенных изменений. Сквернялису же припоминают его cлова о необходимости пересмотреть отношения с Россией.
«Аграрии», кстати, обвиняют Пуйдокаса в том, что на выборы он идет с целью отнять у премьер-министра голоса русскоязычных граждан, которые собираются за него голосовать.
Но почему в ЛСКЗ считают, что Сквернялис пользуется большой поддержкой этой электоральной группы, решительно непонятно. Глава правительства отлично встроился в политическую систему Литвы с ее оголтелой русофобией, возведенной в ранг государственной идеологии, да и сам уже не стесняется эксплуатировать тему «агентов Кремля» в борьбе с оппонентами.
Куда более «пророссийским», как ни странно, выглядит лидер предвыборной гонки Науседа — кандидат в образе толкового, независимого и прагматичного экономиста, который должен взяться за решение насущных проблем. А где же найти эти решения, если распадающийся на глазах коллективный Запад никаких «пряников» Прибалтике не предлагает? С «пряниками» и в лучшие-то времена было туго…
Реально действующим вариантом остается тот, который уже озвучивал Сквернялис: вернуться к восстановлению «определенных контактов» с Москвой.
Не дружить с Путиным, не прогибаться под него, максимально жестко отстаивать на переговорных площадках интересы литовцев. Но для начала нужно согласиться, что такие переговорные площадки (вроде Литовско-российской межправительственной комиссии, работу которой и предлагал возобновить Сквернялис) должны существовать.
Пуйдокас на этот счет высказался еще более конкретно.
По его мнению, Литва должна не только извлекать выгоду из политики добрососедских отношений с Москвой, но и помогать делать то же самое своим западным партнерам.
«Мы должны быть теми, кто помогает своим стратегическим партнерам в США и Западной Европе строить мосты политических решений с Беларусью или Россией, потому что у нас в этой области больше знаний, исторического опыта и культурного понимания», — говорит политик.
О Беларуси Пуйдокас вспомнил неслучайно: потепление в отношениях с Москвой и Минском, как и конфронтация с ними, — это симметричные процессы. Кроме того, откорректировав внешнеполитический курс страны, руководство Литвы получит реальную возможность поучаствовать в реализации проекта «Нового шелкового пути» из Китая в Европу. Уже понятно, что амбициозные планы проложить его в обход России успехом не увенчались.
Словом, идея скорректировать внешнеполитический курс Литвы уже не просто витает в воздухе — она проскальзывает в речах кандидатов в президенты, один из которых имеет неплохие шансы победить.
Логика предвыборной кампании Науседы тоже подразумевает разворот к здоровому прагматизму в отношениях с восточными соседями, хотя разговоров на эту тему он пока избегает.
Но означает ли это, что у кандидата, который не придерживается «генеральной линии партии», есть возможность добиться успеха?
Как показывает практика, раньше это отчасти было возможно. Куда более прагматичными лидерами, чем «патриарх» литовской политики Витаутас Ландсбергис, были первый президент постсоветской Литвы Альгирдас Бразаускас и премьер-министр Казимира Прунскене. Последнюю, правда, вынудили уйти в отставку еще до событий 13 января 1991 года.
Бразаускас же руководил страной с мастерством выдающегося эквилибриста: не оспаривал агрессивно-правый курс на вступление в НАТО и ЕС, но старался не конфликтовать с Россией и по мере возможностей смягчать напряженность в отношениях с ней. Такую же роль он играл, когда возглавлял правительство при президенте-националисте Валдасе Адамкусе.
Возможно, как раз успешная карьера Бразаускаса подвела «архитекторов» литовской системы к мысли о том, что со смягчающими элементами в высших эшелонах власти пора покончить.
Следующий прагматик в президентском кресле — Роландас Паксас — был спешно смещен со своего поста в результате импичмента. Бразаускаса чуть позже вынудили уйти в отставку с поста премьер-министра.
Досталось и политикам из других «весовых категорий»: к примеру, «дело о черной бухгалтерии» уничтожило карьеру лидера Партии труда Виктора Успасских.
С тех пор людям, которые теоретически могли бы привнести в литовскую политику новые смыслы, система старается обрубать крылья уже на взлете.
Яркий тому пример — судьба Альгирдаса Палецкиса, кадрового дипломата, внука первого председателя Президиума Верховного Совета Литовской ССР, кавалера ордена «За заслуги перед Литвой». При всем желании маргиналом его не назовешь, но режим методично маргинализует Палецкиса, превращая его в зачумленного отщепенца.
В преддверии выборов 2019 года электоральное поле Литвы зачищено от политиков, способных пересмотреть ее геополитическую функцию «буферной зоны» между Россией и Западом.
Бывший посол Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас отказался баллотироваться, хотя вплоть до этого на протяжении нескольких лет имел высокие рейтинги и рассматривался как один из основных кандидатов.
Формальной причиной отказа стало то, что на праймериз СО-ХДЛ Ушацкас проиграл Ингриде Шимоните. До этого он заявлял, что пойдет в президенты, но его пыл охладил лидер консерваторов Витаутас Ландсбергис, заявив, что это решение может обернуться для него разрывом с партией. По результатам праймериз, в которых у него едва ли были шансы победить, Ушацкаса аккуратно задвинули.
Еще один прагматик с высоким рейтингом — мэр Каунаса Висвалдас Матийошайтис — тоже отказался участвовать в выборах. Роландас Паксас много лет не может восстановить свое право повторно баллотироваться на пост президента Литвы.
С другой стороны, прагматично настроенный кандидат, еврокомиссар Витянис Андрюкайтис не может похвастаться рейтингом, который позволяет надеяться на победу в выборах. С той же проблемой сталкивается и Пуйдокас.
За три месяца до выборов консерваторы грызутся с «аграриями», но не делают трагедию из потенциального поражения Ингриды Шимоните. К Науседе в СО-ХДЛ отношение предельно почтительное: изначально ему предлагали идти на выборы именно от партии Ландсбергиса.
Если система позволяет кандидату участвовать в президентских выборах, то она не видит в нем опасности. С потенциально опасными политиками у нее разговор короткий.
Но это не значит, что консерваторы и иже с ними полностью контролируют ситуацию. Серьезным вызовом для них становится общественный запрос на изменение внешней и внутренней политики государства, о котором свидетельствует лидерство Науседы. И чем сильнее режим будет закручивать гайки, тем активнее будет формироваться этот запрос.