ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25 НОЯБРЯ 2013 Г. N 313-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принят Государственной Думой 12 ноября 2013 года
Одобрен Советом Федерации 20 ноября 2013 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О
наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2003, N 27,
ст. 2700; 2004, N 49, ст. 4845; 2006, N 44, ст. 4535; 2007, N 30,
ст. 3748; N 31, ст. 4011; 2009, N 29, ст. 3614; 2010, N 21, ст. 2525;
2011, N 25, ст. 3532; 2012, N 10, ст. 1166; 2013, N 23, ст. 2878)
следующие изменения:
1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания: "лечение
больных наркоманией - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по
назначению медицинского работника, целью которых является устранение или
облегчение проявлений наркомании либо связанных с ней состояний,
восстановление или улучшение здоровья, трудоспособности и качества жизни;
реабилитация больных наркоманией - комплекс мероприятий
медицинского, психологического и социального характера, направленных на
полное или частичное восстановление нарушенных вследствие потребления
наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача
функций пораженного органа либо системы организма и (или) компенсацию
утраченных функций, а также максимально возможное восстановление и (или)
формирование социальных навыков и навыков психологической устойчивости;
профилактические мероприятия - мероприятия, направленные на
предупреждение потребления наркотических средств или психотропных веществ
без назначения врача и укрепление психического здоровья лиц, потребляющих
наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и
реабилитации - комплекс правовых и организационных мероприятий,
направленных на создание дополнительных стимулов для больных наркоманией
принимать решение о лечении от наркомании и медицинской и (или)
социальной реабилитации.";
2) в пункте 2 статьи 4:
а) дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:
"побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и
медицинской и (или) социальной реабилитации, а также побуждение лиц,
эпизодически потребляющих наркотические средства или психотропные
вещества без назначения врача, к прохождению профилактических
мероприятий;";
б) абзацы восьмой - десятый считать соответственно абзацами
девятым - одиннадцатым;
3) в пункте 2 статьи 44 слова "или судьи" заменить словами ", судьи
или должностного лица, осуществляющего производство по делу об
административном правонарушении,";
4) пункт 3 статьи 54 изложить в следующей редакции:
"3. На больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением
и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные
вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на
лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за
совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью,
обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и
нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена
обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные
меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.".
Статья 2
Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003,
N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3096; 2007, N 31, ст. 4008; 2008, N7,
ст. 551; 2009, N 26, ст. 3139; N 52, ст. 6453; 2010, N 14, ст. 1553;
N 30, ст. 3986; 2011, N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362; 2012, N 10,
ст. 1162, 1166; N 43, ст. 5785; 2013, N 9, ст. 875; N 27, ст. 3477; N 43,
ст. 5440) дополнить статьей 72.1 следующего содержания:
"Статья 72.1. Назначение наказания лицу, признанному больным
наркоманией
1. При назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного
наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ,
исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на
осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и
(или) социальную реабилитацию.
2. Контроль за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от
наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осуществляется
уголовно-исполнительной инспекцией.".
Статья 3
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921;
2006, N 31, ст. 3452; 2011, N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162)
следующие изменения:
1) статью 196 дополнить пунктом 3.2 следующего содержания:
"3.2) психическое или физическое состояние подозреваемого,
обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным
наркоманией;";
2) часть первую статьи 299 дополнить пунктом 7.2 следующего
содержания:
"7.2) нуждается ли подсудимый в прохождении лечения от наркомании и
медицинской и (или) социальной реабилитации в порядке, установленном
статьей 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;".
Статья 4
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,
N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708,
2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34,
ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075,
1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50,
ст. 5247; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17,
ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420,
3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007,
N 1, ст. 21, 29; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31,
ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008,
N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604; N 49,
ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26,
ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711,
5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790;
N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193,
4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1,
ст. 10, 23, 29, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19,
ст. 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4290, 4298; N 30,
ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 48,
ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352,
7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278,
2281; N 24, ст. 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 41,
ст. 5523; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602,
7640; 2013, N 8, ст. 720; N 14, ст. 1651, 1658, 1666; N 19, ст. 2323,
2325; N 26, ст. 3207, 3208; N 27, ст. 3454, 3470; N 30, ст. 4025, 4029,
4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; N 31, ст. 4191;
N 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; Российская газета, 2013, 6 ноября)
следующие изменения:
1) часть 1 статьи 3.9 после слов "режима контртеррористической
операции" дополнить словами "либо за совершение административных
правонарушений в области законодательства о наркотических средствах,
психотропных веществах и об их прекурсорах";
2) статью 4.1 дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. При назначении административного наказания за совершение
административных правонарушений в области законодательства о
наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу,
признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства
или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на
такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия,
лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию
в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без
назначения врача. Контроль за исполнением такой обязанности
осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
3) примечание к статье 6.9 дополнить предложением следующего
содержания: "Действие настоящего примечания распространяется на
административные правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 20.20
настоящего Кодекса.";
4) дополнить статьей 6.9.1 следующего содержания:
"Статья 6.9.1 Уклонение от прохождения диагностики, профилактических
мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и
(или) социальной реабилитации в связи с потреблением
наркотических средств или психотропных веществ без
назначения врача
Уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и
(или) социальной реабилитации лицом, освобожденным от административной
ответственности в соответствии с примечанием к статье 6.9 настоящего
Кодекса, либо уклонение от прохождения диагностики, профилактических
мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной
реабилитации лицом, на которое судом возложена обязанность пройти
диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или)
медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением
наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, -
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч
до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати
суток.
Примечание. Лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики,
профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и
(или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических
средств или психотропных веществ без назначения врача, если оно не
посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение
социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания
лечащего врача.";
5) часть 1 статьи 23.1 после цифр "6.9," дополнить цифрами "6.9.1,";
6) в части 2 статьи 28.3:
а) в пункте 1 цифры "6.8 - 6.13," заменить цифрами "6.8, 6.9, 6.10,
6.11, 6.12, 6.13,";
б) пункт 83 после цифр "6.9," дополнить цифрами "6.9.1,";
7) пункт 4 части 1.1 статьи 29.9 после цифр "14.32" дополнить
словами ", частью 3 статьи 20.20";
8) статью 29.11 дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных
статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 настоящего Кодекса, копия
постановления о прекращении производства по делу об административном
правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к статье 6.9
настоящего Кодекса, либо о назначении административного наказания с
возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия,
лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию
в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без
назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию
или учреждение социальной реабилитации.".
Статья 5
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста
восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль
25 ноября 2013 года
N 313-Ф3
ОБЗОР ДОКУМЕНТА
Суд может обязать наркоманов пройти курс лечения от наркомании. Внесены поправки в ряд законов.
Так, в Законе о наркотических средствах и психотропных веществах закреплены понятия "лечение больных наркоманией", "реабилитация больных наркоманией", "профилактические мероприятия", "побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации".
В рамках уголовного судопроизводства суду предоставлено право обязать осужденного пройти лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию. Это возможно, когда лицу, признанному больным наркоманией, назначается основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность, обязательных или исправительных работ либо ограничения свободы. Контролируют исполнение осужденным названной обязанности уголовно-исполнительные инспекции.
Что касается административного судопроизводства, то при назначении наказания (за совершение правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах) лицам, больным наркоманией либо потребляющим наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на них следующую обязанность. Пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, а также медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
В этом случае исполнение обязанности контролирует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Кроме того, введена административная ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, а также медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотиков или психотропных веществ без назначения врача.
Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после официального опубликования.
(с) garant.ru
Наркоманов отправят в неизвестном направлении
Владимир Путин утвердил закон о возможности отправки наркоманов на принудительное лечение
Президент Путин подписал закон, дающий судам право направлять наркоманов на принудительное лечение. За уклонение предусмотрен штраф или административный арест на 30 суток. По мнению экспертов, в теоретически правильном законе нет никакого смысла: за оставшиеся до его вступления в силу полгода решить проблему тотального дефицита реабилитационных центров нереально, да никто такой задачи и не ставит.
В понедельник президент Путин подписал закон, наделяющий суды правом отправлять больных наркоманией и людей, употребляющих наркотики и психотропные вещества без назначения врача, на принудительное лечение. Закон вступит в силу через полгода со дня официального опубликования. По истечении этого срока суд сможет принимать такое решение в рамках как уголовных дел, так и дел об административных правонарушениях. (Ранее в КоАП РФ предусматривалось освобождение от административной ответственности при добровольном изъявлении желания пройти лечение. — «Газета.Ru»).
Копия судебного решения будет направляться в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение. Следить за его исполнением вменяется в обязанность уголовно-исполнительной инспекции.
За уклонение от прохождения обследования, лечения, медицинской или социальной реабилитации либо курса профилактических процедур предусмотрен штраф в 4–5 тыс. руб. или административный арест до 30 суток.
Уклонистом будет считаться тот, кто не посещает или самовольно покинул медучреждение либо более двух раз не выполнил предписания лечащего врача. По мнению инициаторов закона, он позволит повысить уровень контроля за лечением наркоманов, а также послужит дополнительной мотивацией для них самих.
Известный нарколог, занимающийся реабилитацией наркоманов и алкоголиков, Яков Маршак рассказал «Газете.Ru», что подобные способы мотивации приняты в ряде развитых стран, в частности в США, и действуют достаточно эффективно. «Когда такой человек выбирает вместо тюрьмы больницу, у него появляется шанс, — считает эксперт. –
К сожалению, без принудительных мер убедить наркомана лечиться очень сложно: даже стоя на пороге могилы, он выбирает наркотик.
Методы убеждения, предложенные этим законом, могут оказаться более эффективными».
По мнению кандидата юридических наук, полковника милиции в отставке Евгения Черноусова, тот факт, что создается альтернатива между тюрьмой и лечением, можно только приветствовать.
Однако опыт советских лечебно-трудовых профилакториев – ЛТП — наглядно доказал неэффективность принудительного лечения.
«На сегодняшний день нигде в мире нет методики, позволяющей излечить наркомана, если он сам это не хочет, — говорит Черноусов. – Тот врач, который предложит такую методику, заслужит Нобелевскую премию. Реально хотят избавиться от болезни не более 20% наркозависимых, удается это не более 5%. И вот для них эта альтернатива между тюрьмой и больницей может быть шансом.
Но надеяться на то, что это станет панацеей и позволит коренным образом изменит ситуацию, наивно.
Поэтому надо не создавать миф вокруг эффективности нового закона, а стремиться изменить образ жизни молодежи. В США идет снижение наркопотребления именно потому, что у молодежи сейчас совсем другой взгляд на жизнь, становится модно не употреблять наркотики, заниматься спортом, для чего государством создаются условия».
Однако самая главная проблема нового закона заключается в том, что воплотить его в жизнь на сегодняшний день не позволяют крайне ограниченные возможности наркологической службы страны, отмечают эксперты.
По данным разработавшей закон ФСКН, наркотической зависимости в России подвержены около 8 млн человек. При этом на всю страну приходится всего 207 наркологических подразделений. В системе Минздрава РФ функционируют 3 реабилитационных центра и 87 реабилитационных отделений для наркологических больных, на которые приходится 1730 коек. А также 109 наркологических диспансеров, оказывающих реабилитационную помощь амбулаторно.
Число негосударственных реабилитационных учреждений (коммерческих, некоммерческих, обществ само- и взаимопомощи) точно не установлено, но в общей сумме значительно превышает количество государственных. По данным заведующего отделением реабилитации Национального научного центра наркологии Минздрава (ННЦ наркологии) академика РАЕН Тараса Дудко, их более тысячи. Причем большая часть приходится на конфессиональные учреждения (У РПЦ их 40, у объединения Союза христиан веры евангельской – 600). Однако действующее законодательство не позволяет негосударственным учреждениям оказывать наркологическую помощь по решению суда.
Поэтому с точки зрения практического применения в нынешних условиях закон оказывается совершенно бессмысленным, считает президент поддерживающего людей с наркозависимостью Фонда им. Андрея Рылькова Аня Саранг.
«В западных странах эта система работает достаточно успешно, во всяком случае у судей есть возможность не лишать людей свободы, а отправлять на лечение, — рассказала Саранг «Газете.Ru». –
В России сделать это будет очень сложно, потому что отправлять их просто некуда.
Кроме того, применяемая в развитых странах заместительная терапия метадоном и бупренорфином запрещена в России, и снятие запрета в обозримом будущем не предполагается. Парадоксально, но в условиях практического отсутствия доступа к лечению наркозависимости ФСКН предлагает ввести уголовную ответственность за употребление наркотиков, чтобы мотивировать наркозависимых к лечению, предлагая им выбор: либо лечение, либо уголовное наказание».
Но даже если оставить за скобками неэффективность имеющихся реабилитационных программ и данные самой ФСКН о том, что более 90% пациентов наркологических клиник возвращаются к наркопотреблению в течение года после лечения, отмечает Саранг, по данным ННЦ наркологии,
государство может обеспечить реабилитацией лишь 0,3% из официально зарегистрированного (550 тыс. человек) и 0,09% из оценочного (1,7 млн) числа наркозависимых.
«Работая с наркозависимыми, мы видим, насколько большой запрос на реабилитацию есть у них самих, — говорит Саранг. – Но если людей с московской, питерской или казанской пропиской еще можно как-то устроить в городские клиники, то у жителей других городов никаких вариантов нет вообще.
В итоге получается замкнутый круг, из-за которого наркозависимые люди будут страдать еще больше: суды будут направлять их на лечение в никуда, а потом осуждать за то, что они не прошли лечение».
(с) gazeta.ru