Проблемы современной наркополитики.

ŅарКОТварь

ПАДОНАК
Покойся с миром
Тор4People
Регистрация
8 Мар 2011
Сообщения
14,868
Адрес
СПб
Предпочтения
Употребляю Тяжелые В/В
Современная наркополитика

• Современные тенденции международной наркополитики
• Основные проблемы, вытекающие из современной наркополитики
• Реагирование на проблемы, вытекающие из современной наркополитики:
o Кто
o Каким образом
o Приоритеты

Тенденции современной мировой наркополитики

Сегодняшние тенденции обозначены поисками равновесия между:
• интересами правозащитных органов и общественным здравоохранением
• криминализацией и либерализацией
• международными конвенциями и национальной спецификой
• подходами, основанными на реальных фактах, и принципами, лежащими в
основе «войны с наркотиками»
Диалог уже начался.

Основные проблемы, связанные с современной наркополитикой:

• Могут ли все аспекты снижения вреда быть приняты на международном уровне
(сегодня на международном уровне заместительная терапия допускается, обмен
шприцев дискутируется, а «комнаты для потребления» запрещены)
• Могут ли программы снижения вреда быть обеспечены государственным
финансированием?
• Правдивая информация о наркотиках: обозначает ли это их «пропаганду»?
• Права человека по отношению к потребителям наркотиков: обозначает ли это
«право на потребление»?
• Кто играет ключевую роль в принятии решений?

Следствием запрета является:

• Содержание в тюрьмах миллионов наркопотребителей и их дальнейшая
стигматизация как бывших заключенных
• Низкий доступ к эффективным лечебным наркологическим программам
• Низкий доступ к программам профилактики ВИЧ
• Низкий доступ к программам лечения хронического гепатита С
• Проблемы в области репродуктивного здоровья
• Рост незаконной миграции
• Бедность, социальная изоляция, исключение потребителей наркотиков из
экономической и общественной жизни

Содержание в тюрьмах миллионов наркопотребителей

• Во всех странах (за редчайшими исключениями) торговля наркотиками нелегальна
• Во многих странах приобретение наркотиков в целях личного потребления
является нелегальным и влечет за собой многолетнее содержание в тюрьме
• Во многих странах потребление наркотиков продолжает оставаться незаконным
• Вспышка эпидемии ВИЧ в тюрьмах; тюрьмы как основной рассадник туберкулеза
• Недостаточный доступ к службам здравоохранения в тюрьмах (особенно что
касается лечения ВИЧ, гепатитов и туберкулеза, детоксикации, заместительной терапии, обмена шприцев)
• Проблема послетюремной реабилитации и интегрирования системы тюремного
здравоохранения в общую систему общественного здравоохранения (лечение
зависимости, лечение ВИЧ и туберкулеза)

Низкий доступ к эффективным лечебным наркологическим программам

• Программы заместительного лечения метадоном / бупренорфином по-прежнему
нелегальны / труднодоступны в большинстве стран восточноевропейского региона
• Система государственного контроля за программами заместительного лечения
делает их недоступными / труднодоступными для большинства потребителей
наркотиков (молодые потребители, нелегальные эмигранты, лица, страдающие
полинаркоманией)
• Не существует системы обратной связи между клиентами и сервисными
организациями
• Клиенты по сути становятся «рабами» программ заместительной терапии.

Низкий доступ к программам профилактики и лечения ВИЧ

• В большинстве стран программы снижения вреда не могут охватить большую часть
ПИН
• Клиенты боятся посещать пункты обмена шприцев
• Аптеки находятся под наблюдением полиции
• Шприц по-прежнему является символом незаконного потребления наркотиков –
иметь его при себе опасно
• Потребители наркотиков получают доступ к АРВ в последнюю очередь
• Программы паллиативной помощи крайне редко учитывают потребности ПИН.

Проблемы с репродуктивным здоровьем

• Употребление наркотиков во время беременности представляет собой
потенциальную опасность в силу непосредственного физического эффекта
наркотиков - «ломки», возможного заражения ВИЧ и гепатитами В и С, а также стиля
жизни, обусловленного приемом наркотиков, в целом (недоедание, недосыпание…)
• Существует огромное количество неверной информации по поводу приема
наркотиков во время беременности
• Особенности наркополитики многих стран не предполагают заместительную
терапию для беременных женщин
• Существует расхожее мнение, как среди общего населения, так и среди
профессионалов, о том, что лучшим выходом для беременной ПИН является аборт,
т.к. «они не должны» иметь детей»
• Доступ женщин-ПИН к программам профилактики передачи ВИЧ путем
вертикальной трансмиссии достаточно ограничен.

Увеличение нелегальной миграции

• Причины высокой заболеваемости среди ПИН и причины высокой нелегальной
миграции во многом совпадают
• Репрессивная наркополитика является одной из основных причин миграций
наркопотребителей в Европе
• Мобильные потребители наркотиков стигматизируются вдвойне, их потребности
игнорируются обществом, властями и структурами здравоохранения
• Большие волны нелегальной миграции ПИН из Восточной Европы на Запад создают
угрозу новой вспышки эпидемии ВИЧ в Западной Европе

Основа:

Международные конвенции по наркотикам носят достаточно жесткий характер в
отношении незаконного оборота наркотиков, что влечет за собой репрессивные меры по отношению не только к распространителям наркотиков, но к рядовым
потребителям наркотиков.
Кто может дать ответ на эти вопросы?
• Потребители наркотиков
• Программы снижения вреда
• Профессионалы здравоохранения
• Правозащитники
• Представители правоохранительных органов
• Представители органов власти
• Представители органов юстиции
Что сегодня может принести результаты?
• Четкое разграничение в законодательстве распространения и потребления
наркотиков с изменением меры пресечения на более жесткое для
распространителей наркотиков и выведением меры пресечения из области
уголовной ответственности в административную для потребителей наркотиков.
• Доступность медицинских и реабилитационных программ для потребителей
наркотиков.
• Освещение средствами массовой информации проблем наркополитики локального,
национального и мирового уровня в целях изменения отношения населения к
потребителям наркотиков на более толерантное.

Что для этого необходимо:

• Мобилизация сообщества
• Создание стратегических альянсов
• Публичные акции
• Пилотные/демонстрационные проекты и исследования
• Повышение информированности различных слоев общества и профессиональных
групп
• Внедрение механизмов мониторинга и оценки
• Мониторинг и оценка действующих программ и инициатив в области СВ
• Работа со средствами массовой информации
• Развитие системы правовой помощи для ПИН и иных уязвимых групп населения для
более эффективной защиты их законных прав и интересов

Приоритеты

• Приведение в соответствие национальных стратегий в отношении наркотиков с
рекомендациями ООН
• Принятие тех практик из программ снижения вреда, которые доказали свою
эффективность
• Просвещение и образование потребителей наркотиков в области прав человека и в
области наркополитики
• Обеспечение обратной связи от затронутых эпидемией сообществ к лицам,
принимающим решения
• Сделать прозрачным процесс принятия решений в области национальной
наркополитики


Источник: Даша Очерет, Председатель благотворительного фонда «Колодец», Москва,Россия.

Законодательство РФ о наркотиках: опыт лоббирования гражданского интереса

1. Реформирование российского уголовного законодательства в части, касающейся
наркотиков, к 12 мая 2004 года было в основном завершено.
Жесткая репрессивная модель уступила место более рациональному подходу. В
целом современная российская наркополитика в части уголовного права
основывается сегодня на:
• гуманистических началах,
• дифференциации ответственности,
• реалистичной оценке стоимости и эффективности наказания.
• Появление новой правовой реальности - свидетельство успешного продвижения
гражданских инициатив, пример конструктивного взаимодействия между НПО и
властными институтами.
2. С начала 90-х годов, параллельно широкому распространению запрещенных
психоактивных веществ, происходил резкий рост пенализации их потребления.

Динамика роста выявленных наркопреступлений за 1990 - 2003 годы.

1990 всего -15000 ,сбыт-2000
1995 80000 , 10000
1997 180000, 35000
2000 240000 , 55000
2003, 175000, 60000

3. Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу 1 января 1997 года, не устанавливал
ответственности за потребление наркотиков и предусматривал наказание за их
приобретение и хранение без цели сбыта только в крупном размере (статья 228, часть 1).
Наиболее строгое наказание - от 7 до 15 лет лишения свободы - устанавливалось за
сбыт, изготовление, перевозку наркотиков в особо крупных размерах (статья 228, часть
4).
Однако критерии отнесения обнаруженных у задержанного наркотиков к небольшому,
крупному и особо крупному размеру не были законодательно определены.
В результате крупным и даже особо крупным размером де-факто признавалось
практически любое количество вещества.
4. На практике для определения "весового" порога уголовного преследования
потребителей применялась Сводная таблица экспертных заключений, утвержденная
Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН) при участии академика Эдуарда
Бабаян.
ПККН - негосударственная организация, Сводная таблица не была зарегистрирована в Министерстве юстиции и формально имела только рекомендательное значение. Между
тем следствие и суд по 100 % уголовных дел использовали Сводную таблицу.
5. Исключение с 1 января 1997 года из Уголовного кодекса ответственности за
приобретение и хранение наркотиков без цели сбыта в небольших размерах якобы
"случайно" совпало с радикальным пересмотром большинства позиций Сводной таблицы
(решение ПККН от 17 декабря 1996 года). Фактически небольшие количества были
отнесены к крупному и особо крупному размерам.
6. Из Сводной таблицы заключений ПККН

наименование, крупные от...до включительно особо крупные,свыше


героин(независимо, 0 ... 0,005 0,005
от наличия сопутств.веществ)


7. Анализ законодательства показал, что основным фактором, стимулирующим
карательную политику, является неопределенность дефиниции "крупный размер".
Кроме того, назначению суровых наказаний за действия, не связанные с
распространением наркотиков, способствует то, что перевозка наркотиков без целей
сбыта, их изготовление и переработка для личного потребления были приравнены в
статье 228 УК к наркоторговле.
8. Наиболее показательную картину репрессивной наркополитики дает 2001 год, ставший
пиком преследований потребителей наркотиков.
Всего за 2001 год было осуждено за преступления, связанные с наркотиками, 141 767
человек или 11,4 % о общего количества осужденных.

Количество осужденных за преступления,
связанные с наркотиками в 2001 г.
Сбыт - 37 734 27%
Без целей сбыта - 104 033 , 73%

9. Академик Эдуард Бабаян:
"Больные наркоманиями, алкоголизмом сознательно нарушают морально-этические
нормы общества, членами которого они являются, добровольно доводят себя до
болезни. В связи с этим действия, которые общество может принимать в отношении
таких лиц, не могут быть идентичными тем действиям, которые применяются для
оказания медицинской помощи другим категориям больных".
10. Задача пересмотра законодательства в части ответственности за действия,
связанные с наркотиками, была поставлена нами в 1998 году.
Для ее реализации требовались:
• экспертиза действующего российского законодательства
• демонстрация зарубежного опыта правового регулирования в этой сфере
• исследования правоприменительной практики
• мобилизация правозащитного сообщества и других НПО, взаимодействие внутри
сектора
• привлечение внимания к проблеме средств массовой информации
• формирование группы социально ответственных депутатов, поддерживающих
изменения закона
• установление конструктивных контактов с государственными ведомствами
• создание пространства межсекторного взаимодействия
• разработка законодательных предложений и их согласование
11. Исследования.
В 1999 году Центром содействия реформе уголовного правосудия (директор Валерий
Абрамкин) был издан наш доклад "Наркотики: универсальное репрессивное средство.
Права человека и борьба с незаконным оборотом наркотиков".
Доклад распространялся и обсуждался на мероприятиях, посвященных судебно-правовой
и тюремной реформе, с участием представителей НПО, СМИ, суда, прокуратуры,
пенитенциарной системы, в том числе в субъектах РФ в рамках выставки "Человек и
тюрьма" (Краснодар, Екатеринбург, Псков).
12. Переговорные площадки
Обсуждение проблемы на федеральном уровне в режиме "круглого стола" состоялось 17
июня 2000 года на специальном заседании Постоянной палаты по правам человека при
Президенте РФ с участием представителей всех заинтересованных сторон, в том числе
федеральных ведомств.

Из решения Палаты:

"Карательная политика в отношении потребителей наркотиков приводит к социально-
опасным последствиям: маргинализации сотен тысяч молодых людей, стремительному
распространению ВИЧ-эпидемии и гепатита. Уголовные преследования потребителей по
обвинениям в приобретении и хранении без цели сбыта препятствуют их обращению за
помощью на ранних стадиях заболевания, когда им гораздо легче помочь, и заставляют
милицию и судебную систему выполнять работу, которую они не в силах выполнить.
Подавляющая часть больных наркоманией не обращается за наркологической помощью,
обоснованно опасаясь передачи сведений органам внутренних дел".
На заседании впервые была сформулирована задача по выработке юридических
критериев для определения крупного и особо крупного размеров наркотических средств.
13. Сотрудничество с ведомствами
Было выявлено, что союзниками в снижении карательного подхода к потребителям
наркотиков являются Верховный Суд РФ и в целом судебная система. Конвейер
уголовного преследования наркоманов перегружал суды, а заведомое отсутствие в
действиях потребителей признаков преступных посягательств на права других граждан
приводило суд к необходимости в массовом порядке применять условное наказание.
К реальному лишению свободы в случаях отсутствия обвинения в торговле наркотиками
суды приговаривали, как правило, повторно привлекаемых за действия без целей сбыта.

Соотношение осужденных к реальному лишению свободы и условному наказанию
среди осужденных за преступления, связанные с наркотиками, в 2001 г.

реально 37%
условно 63%

14. Министерство юстиции, в ведение которого в 1998 году была передана уголовно-
исполнительная система (ГУИН, ныне Федеральная служба исполнения наказаний),
столкнулось с реальными трудностями содержания избыточного тюремного населения.
Кроме того, в связи со значительным превышением лимита условия содержания в
российских следственных изоляторах были приравнены к пыткам экспертами Совета
Европы, а затем и Европейским судом по правам человека.
В 2000 году президент Владимир Путин посетил следственный изолятор в Санкт-
Петербурге "Кресты". Визит в тюрьму произвел на нового президента тяжелое
впечатление.
С этого момента сокращение количества заключенных "на входе" в тюремную систему
стало считаться целесообразным.
15. Милиция в целом не поддерживала предложения о смягчении уголовного закона в
отношении наркоманов. Безграничные возможности уголовного преследования за
наркотики помогали создавать видимость борьбы с наркопреступностью и
демонстрировать более высокие показатели раскрываемости преступлений.
В то же время руководство Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
МВД России осознавало глубокие кризисные и коррупционные процессы в подчиненных
региональных структурах. Утрата контроля со стороны федеральной антинаркотической
бюрократии за исполнителями на местах привела руководителей МВД к пониманию
необходимости изменения "правил игры".
16. 11 мая 2000 года инициативная группа в составе докторанта Академии управления
МВД России Бориса Целинского, президента Фонда "Нет алкоголизму и наркомании"
Олега Зыкова, адвоката Евгения Черноусова, исполнительного директора
Общероссийского движения "За права человека" Льва Пономарева обратилась к
председателю Комитета Государственной Думы по законодательству Павлу
Крашенинникову с предложением создать рабочую группу по разработке новой версии
уголовного антинаркотического законодательства.
17. Инвентаризация законодательных предложений
К началу 2001 года в портфеле Комитета Государственной Думы по законодательству
скопилось около 20 законопроектов об ужесточении наказания за наркопреступления
вплоть до лишения свободы за потребление наркотиков и смертной казни для их
распространителей.
Нам удалось убедить Комитет в необходимости рекомендовать все имеющиеся
инициативы к отклонению и создать рабочую группу по подготовке иных законопроектных
предложений на основании альтернативных подходов.
18. В образованную Комитетом по законодательству рабочую группу были включены
депутаты Государственной Думы, представители Верховного Суда РФ, Министерства
внутренних дел, Министерства здравоохранения, Генеральной прокуратуры, ведущие
специалисты по уголовному праву и представители общественных организаций.
Руководителем рабочей группы стал депутат Валерий Воротников, член центристской
фракции "Народный депутат", один из лидеров будущей Народной партии. Эту фракцию
отличала приверженность к жестким популистским мерам борьбы с преступностью.
19. 29 октября 2001 года в Государственной Думе были проведены парламентские
слушания, посвященные проблемам уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков.
Участники слушаний рекомендовали Государственной Думе пересмотреть существующие
нормы уголовного закона, дифференцировать ответственность потребителей и
распространителей наркотиков. .
20. В начале 2002 года рабочая группа в основном завершила работу. Был предложен
комплекс изменений Уголовного кодекса и Кодекса об административных
правонарушениях в части, касающейся наркотиков.
Важнейшим элементом новой конструкции стало введение понятия "средняя разовая
доза потребления". Порогом уголовной ответственности за действия, не связанные со
сбытом, предлагалось считать обнаружение количества, превышающего 10 средних
разовых доз.
21. 19 апреля 2002 года подготовленный рабочей группой проект федерального закона №
200542-3 был внесен группой из 26 депутатов, представляющих разные фракции.
В официальном комментарии обозначалось, что законопроект направлен на ужесточение
ответственности за незаконный сбыт наркотиков. Акцентирование внимания именно на
этой стороне предлагаемых новаций облегчало прохождение проекта через
Государственную Думу.
22. Проект закона был направлен председателем Комитета по законодательству Павлом
Крашенинниковым на экспертизу в Управление ООН по наркотикам и преступности
(UNODC).
Юридический советник UNODC Бернар Леруа в письме Крашенинникову от 22 октября
2002 года высоко оценил предложенные новеллы:
"Мы внимательно изучили документ и приветствует Ваши планы, соответствующие
международным усилиям и направленные на укрепление уголовного законодательства
Российской Федерации путем усиления ответственности в отношении крупных
наркоторговцев и организованной преступности и одновременное снижение сроков
заключения для наркозависимых и для правонарушителей, задержанных с малыми
дозами наркотика. Также весьма удачным представляется предложенное определение
минимальных размеров обнаруженных в незаконном обороте наркотических средств и
психотропных веществ для определения малых, крупных и особо крупных размеров
наркотиков".

23. Институтом прав человека, ставшим впоследствии одним из создателей альянса
"Новая наркополитика", было проведено исследование существующих в различных
странах мира правового регулирования в части ответственности за незаконный оборот
наркотиков. Исследование было проведено силами ведущих российских специалистов в
этой области.
Результаты исследования были представлены на "круглом столе" в Государственной
Думе 9 декабря 2002 года.
Одновременно Институт организовал в здании Парламента художественную
фотовыставку "Зависимость и наказание". Пафос выставки был направлен против
массового помещения наркозависимых в пенитенциарные учреждения.
24. Внесение проекта совпало с инициированной администрацией Президента РФ
подготовкой новой редакции Уголовного кодекса, направленной на сокращение его
карательного потенциала, гуманизацию уголовной политики.

Предложения по изменению статей 228 - 231, касающихся наркотиков, были внесены в
рабочую группу администрации Президента депутатом Государственной Думы
Александром Баранниковым, включенным в состав группы.
Президентская рабочая группа поддержала концепцию пересмотра антинаркотических
статей, в основном согласившись с предложениями рабочей группы Государственной
Думы.
25. Президент РФ Владимир Путин:
"… количество задержанных, привлеченных к ответственности вроде бы
увеличивается, но среди них – сами наркоманы. Чаще ловят жертв, чем
организаторов этих преступлений."
(из выступления 2 февраля 2001 года)
"К сожалению, эти репрессии, они адресованы не к наркобаронам, а к
наркопотребителям, к наркоманам. А наркоман, он - жертва проблемы, а не носитель
проблемы."
(из выступления 10 декабря 2002 года)
26. 12 марта 2003 года Президент внес проект федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ", включающий, в частности, новую
редакцию антинаркотических статей.
• 23 апреля 2003 года проект принят в первом чтении.
• 21 ноября 2003 года - в третьем чтении.
• 26 декабря 2003 года одобрен Советом Федерации.
• 8 декабря 2003 года подписан Президентом.
• 11 декабря 2003 года опубликован.
27. Новая редакция Уголовного кодекса и корреспондирующих статей Кодекса об
административных правонарушениях предусматривает:
• законодательное закрепление порядка определения размеров наркотиков,
обнаруженных в незаконном обороте: крупным размером признается количество,
превышающее размеры средней разовой дозы потребления в 10 и более раз, а особо
крупным размером - в 50 и более раз. Размеры средних разовых доз утверждаются
Правительством РФ;
• исключение уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение,
изготовление, переработку, перевозку наркотиков в количестве менее 10 доз и
распространение на эти действия административных санкций.
28. Кроме того, в Уголовный кодекс внесены следующие изменения:
• ужесточение наказания за сбыт в особо крупных размерах до 20 лет лишения свободы
(при этом особо крупным размером признается количество, превышающее 50 разовых
доз);
• ужесточение наказания за сбыт несовершеннолетним и сбыт, совершенный
должностными лицами;
• отмена принудительного лечения от алкоголизма и наркомании в пенитенциарных
учреждениях по приговору суда;
• введение за действия, не связанные со сбытом, совершенные в количестве от 10 до 50
доз, альтернативных мер наказания - штрафа и исправительных работ;
• дифференциация изготовления для личного потребления и производства в целях
распространения;
• исключение признака неоднократности (т.е. повторной судимости за наркотики) как усиливающего ответственность;
• фактическое исключение нормы о назначении повышенного наказания при рецидиве;
• включение примечания к статье 230 УК, согласно которому деятельность по
пропаганде применения инструментов и оборудования в целях профилактики опасных
инфекций не рассматривается как склонение к потреблению наркотиков;
• включение примечания к статье 122 об освобождении от уголовной ответственности за
заражение ВИЧ-инфекцией в случае добровольного информированного согласия на
контакт.
29. Новая редакция закона в части, касающейся наркотиков, должна была вступить в силу
12 марта 2004 года.
Правительством было дано поручение Минздраву, Государственному комитету по
контролю наркотиков, МВД и Минюсту подготовить предложения по размерам средних
разовых доз.
При Минздраве была создана межведомственная рабочая группа.
30. Какими должны быть дозы? Реальными - дозами потребления - или условными?
Межведомственная группа обратилась в ПККН, к академику Бабаяну.
31. На заседании ПККН 23 января 2004 года были приняты следующие предложения по
размерам доз:
Извлечения из таблицы:

героин-0,0001 гр
марихуана-0,015 гр
гашиш-0,01 гр

32. В случае утверждения Правительством размеров, предложенных ПККН, изменения
Уголовного кодекса были бы фактически дезавуированы.
На это и рассчитывали сторонники репрессивной наркополитики.
Необходимо было срочно представить альтернативный вариант таблицы размеров
средних разовых доз. Такие предложения должны были быть достаточно авторитетны
для лиц, принимающих решения.
Однако для этого было необходимо отложить вступление в силу новой редакции
антинаркотических статей хотя бы на два месяца.
33. В начале марта 2004 года по инициативе альянса "Новая наркополитика" и фонда
"Нет алкоголизму и наркомании" (НАН) был образован Независимый экспертно-правовой
совет по проблемам злоупотребления психоактивными веществами (НЭСПАВ).
В состав Совета вошли известные наркологи, организаторы здравоохранения, юристы,
правозащитники.
Председателем Совета стал академик Андрей Воробьев, бывший министр здравоохра-
нения России.
Руководители "Новой наркополитики", фонда НАН, Всероссийской сети снижения вреда
также вошли в состав Совета.
34. НЭСПАВ разработал альтернативный проект постановления Правительства о
размерах средних разовых доз.
35. Предложения НЭСПАВ были поддержаны государственными правозащитниками:
Уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным и председателем
Комиссии по правам человека при Президенте России Эллой Памфиловой.
Лукин и Памфилова направили в Правительство обращения, в которых обосновали
недопустимость искажения воли законодателя путем утверждения фиктивных средних
разовых доз и предложили руководствоваться перечнем, разработанным НЭСПАВ.
В результате проект постановления Правительства, основанный на предложениях
академика Бабаяна, представленный Минздравом, Госнаркоконтролем и МВД, не был
согласован Минюстом. По мнению Минюста новому УК соответствовали размеры,
предложенные НЭСПАВ.

В результате Правительство вернуло проект постановления на доработку.
36. Благодаря поддержке ряда депутатов Государственной Думы 5 марта сразу в трех
чтениях был принят Федеральный закон об отложении срока вступления в силу новой
редакции статей УК, касающихся наркотиков, до 12 мая 2004 года.
37. Предложения ПККН и НЭСПАВ не могли быть взаимно согласованы, так как
основывались на противоположных подходах к проблеме. ПККН исходил из
необходимости массовой криминализации потребителей, тогда как НЭСПАВ настаивал
на изменении вектора наркополитики.
Конфликт был вынесен на публичное обсуждение. Кампания в поддержку обновления
наркополитики была поддержана большинством СМИ.
38. 8 апреля в эфир на канале НТВ вышло ток-шоу "К барьеру": "правозащитник,
руководитель альянса "Новая наркополитика" Лев Левинсон против заместителя директора Федеральной службы наркоконтроля, генерал-лейтенанта Александра
Михайлова". "Спор о дозах" в телеэфире окончился победой "Новой наркополитики":
большинство телезрителей проголосовало против продолжения репрессий в отношении
наркоманов.
39. Правительство согласилось с предложениями Министерства юстиции и НЭСПАВ.
6 мая 2004 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал Постановление № 231 "Об
утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных
веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации".
12 мая 2004 года обновленные антинаркотические статьи Уголовного кодекса вступили в
силу.
Реформа антинаркотического законодательства состоялась.


40. Размеры средних разовых доз (извлечения)

героин 0,1гр


гашиш, 0,5гр


марихуана высушеная, 2гр


марихуана не высушеная, 14гр


кокаин, 0,15гр


41. Поскольку уголовный закон, смягчающий наказание или иным образом улучшающий
положение осужденного имеет обратную силу, после вступления в силу нового
уголовного закона были пересмотрены десятки тысяч уголовных дел по наркотикам.
Сокращение срока лишение свободы распространяется и на осужденных за сбыт
наркотиков. До 12 мая 2004 года сбытом в особо крупном размере признавалось
фактически любое количество героина (от 0,005 гр), что влекло ответственность от 7 до
15 лет лишения свободы. С 12 мая особо крупным размером признается количество,
превышающее 5 гр героина.
42. Постановление Правительства вызвало мощный общественный резонанс. Общество
осознало, что в государственной политике в отношении наркотиков произошел
решительный перелом.
43. В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР признал ответственность за
потребление наркотиков противоречащей Конституции.
Постановление Правительства России от 6 мая 2004 года обозначило - после
десятилетия репрессивной политики - движение в том же направлении.
44. Так называемая "антинаркотическая общественность" выступила с жесткой критикой
нового законодательства.
Кампанию за концептуальный пересмотр правовой реформы возглавил заместитель
руководителя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Александр
Михайлов.
45. Из интервью бывшего главного подросткового нарколога России Алексея Надеждина:
"Вопрос: Но ведь в числе людей, которые лоббировали именно такой вариант
постановления, были представители правозащитных организаций, то есть те, кто в
первую очередь должен думать о защите прав, в том числе – и права человека на
социально здоровое общество.
Надеждин: Давайте не будем говорить здесь о правозащитных организациях, потому что
не понятно, чьи права они защищают и на чьи деньги существуют. Как показывает наша
история, как правило, правозащитные организации – это мощнейший инструмент в
идеологической и политической войне и противоборствах при противоречиях между различными государствами.
Еще раз подчеркну, что принятие данных размеров средних разовых доз наркотических
средств и психотропных веществ – это огромная ошибка, которая приведет к массовому
распространению наркомании и геноциду населения нашей страны. Я считаю, что
размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ должны
быть немедленно пересмотрены." (сайт Narkotiki.ru)
46. Решающим отказался визит в Россию Антонио Мария Косты, исполнительного
директора Управления ООН по наркотикам и преступности, в конце июня 2004 года.
Необходимо осознать, что борьба с наркотиками не может сводиться только к
правоохранительной деятельности.
Речь идет о принятии законодательства, согласно которому наркомана не сажают в
тюрьму и заставляют платить административный штраф от 10 до 20 долларов.
Это более современный подход в борьбе с наркоманией, принцип которого –считать
наркомана не преступником, а больным человеком, нуждающимся в лечении."


(Интервью газете "Новые Известия", 28 июня 2004 года).
47. Только после одобрения UNODC изменений российской уголовной наркополитики с
одобрением принятых решений выступил директор Федеральной службы по контролю за
оборотом наркотиков Виктор Черкесов.
Из интервью Виктора Черкесова 1 июля 2004 года (радио "Эхо Москвы"):
"Замысел законодателя сводился к тому, чтобы вывести из-под уголовного
преследования наркоманов - тех, кто задерживался с небольшим количеством
наркотиков, и привлекался к уголовной ответственности по пресловутой 228, части
1. Это совершенно правильное направление. Это полное совпадение со стратегией
деятельности федеральной службы."


48. Политические силы, приверженные репрессивной наркополитике, стремятся добиться
реванша и продолжают настаивать на изменении Уголовного кодекса, отмене критерия
средней разовой дозы и пересмотре Постановления Правительства от 6 мая 2004 года.
В мае 2004 года, сразу же после принятия постановления о размерах средних разовых
доз, Государственная Дума обратилась к Председателю Правительства Михаилу
Фрадкову с требованием о пересмотре принятого решения.
В июне - августе 2004 года состоялся антинаркотический автопробег "Москва -
Владивосток", организованный Православным центром имени Иоанна Кронштадтского.
Участниками автопробега было собрано, по их словам, более двухсот тысяч подписей за
отмену постановления от 6 мая.
И федеральные законы, и правительственные постановления в современной России не
могут считаться стабильными.
49. Альянс "Новая наркополитика" продолжает деятельность по продвижению
дальнейших изменений российского законодательства в части, касающейся наркотиков.
Представляется актуальным разработка, обсуждение и гражданское лоббирование
следующих инициатив в части уголовно-правовой и административной ответственности
за действия, связанные с наркотиками:
• дополнение санкции за действия с наркотиками без целей сбыта в крупном размере
(т.е. свыше 10 доз) наказанием в виде обязательных работ (выполнение бесплатных общественно полезных работ)
• исключение ответственности за незаконное культивирование наркосодержащих
растений в небольшом размере
• исключение административной ответственности за незаконное потребление
наркотиков.


Источник: Лев Левинсон, Альянс «Новая Наркополитика», Москва, Россия
http://www.harm-reduction.org

от себя хочу добавить,что на этом история конечно не закончилась и через непродолжительное время понятие разовая доза было уменьшено в 2 раза.глупо было бы. :D
 

ŅарКОТварь

ПАДОНАК
Покойся с миром
Тор4People
Регистрация
8 Мар 2011
Сообщения
14,868
Адрес
СПб
Предпочтения
Употребляю Тяжелые В/В
Наркоманы размножаются умножением

«Около 6% населения России принимают наркотики», — говорится в сообщении, которое появилось во вторник на сайте кабинета министров. Если в цифрах, то это 8,5 млн человек. Страшно? Ну как сказать. Им-то явно не страшно. Я имею в виду людей, которые у нас в стране больше всех говорят о борьбе с наркотиками.

По счастью, теперь, в век Интернета, любое слово остается высеченным в граните. Так давайте посмотрим, что уже было сказано на эту тему за 10 последних лет.

Есть основная цифра, от которой начинаются все танцы. Это статистика Минздрава. Из нее следует, что в начале двухтысячных годов на учете в «наркологии» состояло 370 тысяч человек. И последние 10 лет эта цифра колеблется между показателями 500 и 550 тысяч. Это и есть официальное лицо нашей наркомании.

Но эту цифру надо умножать на некий коэффициент — для того чтобы узнать истинное количество, то есть понять, сколько в России тех, кто на учет не попал. ВОЗ, опираясь на математические расчеты, рекомендует умножать на 7.

Наш Госнаркоконтроль, когда еще только зародился, с возмущением отвергал всякие коэффициенты, считая их вражескими выдумками. Но прошло немного времени, и ФСКН стала умножать с упоением. Сначала на 7. Затем на 17.

Так, в 2006 году общее количество лиц, употребляющих наркотики, по данным ФСКН, составляло 2 млн человек. Это соответствовало действительности. Потом на глазах изумленной публики — это можно проследить по выступлениям, — оно выросло до 4, следом до 6 миллионов, и вот сейчас перевалило за 8 млн человек. Примерно полгода оно продержалось на отметке 8,5 миллиона, но потом руководство ФСКН отрапортовало о снижении — обратно до 8 млн. То есть 500 тысяч россиян как-то всосалось обратно в здоровую популяцию.

Ловкость шариковых ручек, и никакого мошенничества...

Причем, казалось бы, — раз такой адский прирост наркозависимых, то надо присмотреться к своей работе: что происходит? Откуда все эти миллионы берут столько героина? Не признать ли нам коллективную профнепригодность? Но ФСКН искренне считает, что она тут ни при чем, а это все Минздрав виноват. Плохо лечит, поэтому наркоманы размножаются почкованием.

Минздрав, конечно, тоже молодец — в последние годы я просто отчаялась понять, чем они занимаются в сфере борьбы с наркоманией. Но ФСКН... Такие красавчики — за первые полгода ими изъято 836 кг героина. Это значит, что за год будет тонна с лишним. Как и в прошлом году. И в позапрошлом. И при дедушке.

А между прочим, одна Москва потребляет знаете сколько?

В столице на наркоучете состоит 30 тысяч человек. Кто-то лечится, кто-то курит «план». Но, допустим, есть у нас 15 тысяч активных потребителей героина. Это минимум. Каждому надо по грамму в день. Получается, что за год в столице употребляется около 5 тонн. А на самом деле больше, если учитывать коэффициент ВОЗ...

Но что-то такие цифры кабинетом министров не озвучиваются. Зато вместе с «цифрами по наркоманам» называются приятные суммы, которые со следующего года будут выделяться на борьбу с ними. Ведь чем больше наркоманов мы показываем, тем больше выделяется денег. Сумм меньше 200 миллиардов уже и не слышно. Говорят, что со следующего года все пойдет на поддержку негосударственных реабилитационных центров...

И все это было бы прекрасно, кабы не знали мы истинную цену тем, кто у нас занимается борьбой с наркоманией. Ведь в России на самом деле очень много наркозависимых. Если брать цифры не с потолка, то с тем самым коэффициентом ВОЗ их получается 3,5 миллиона.

Вот это — наша реальность. И выделяй деньги, не выделяй, но пока их судьбой будут заниматься два брата-акробата — Минздрав и ФСКН в их нынешнем составе — перспектив нет.

(с) mk.ru
 
Сверху Снизу